Информация: определение, свойства, формы представления; информационные процессы.
Информация: определение, свойства, формы представления; информационные процессы.
Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: рассмотреть с учащимися два подхода к определению и измерению информации, виды носителей информации, виды информации, свойства информации, информационные процессы. Задачи урока: - обучающая: рассмотреть два подхода к определению и измерению информации; - воспитательная: воспитывать положительное отношение к предмету; - развивающая: развитие познавательного интереса. Ход урока: 1) Организационный момент (отметить отсутствующих, назначить дежурных). 2) Изучение нового материала Термин «информация» происходит от латинского слова information, что означает сведения, разъяснение, изложение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым (основным). Определения информации: в быту:информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; в технике:информация – это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов; в науке рассматривают два подхода к определению информации: 1) информация – отражённое разнообразие; 2) информация – снятая неопределённость (Клод Шеннон). Содержательный подход: (Клод Шеннон) информация – это снятая неопределённость. Алфавитный подход: (Колмогоров) информация – это некоторая последовательность символических обозначений. Носители информации: 1) Любые материальные предметы (бумага, камень, дерево, стол, классная доска, ..); 2) Волны различной природы: акустические (звук), электромагнитные (свет, радиоволны), гравитационные (давление, притяжение) и т.п.; 3) состояния вещества; 4) машинные носители информации: перфоленты, перфокарты, магнитные ленты, магнитные диски, оптические диски, .. Сигнал – способ передачи информации, может быть непрерывным (аналоговым) или дискретным. Аналоговый сигнал – сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и времени. Дискретный сигнал – сигнал, принимающий конечное число значений в конечном числе моментов времени. Виды информации По способу восприятия: визуальная, аудильная, тактильная, обонятельная, вкусовая. По форме представления: текстовая, числовая, графическая (рисунки, чертежи, фотографии), музыкальная, комбинированная. По общественному значению: массовая (общественно – политическая, эстетическая, обыденная), специальная (научная, производственная, техническая, управленческая), личная (знания, умения, интуиция). Свойства информации: Объективность Достоверность (правдивость) Полнота (инф-ия достаточна для принятия решения) Актуальность (своевременность) Полезность (ценность) (практическая ценность) Понятность (ясность) (известные термины, язык изложения) Точность ()определяется степенью близости к реальному состоянию объекта, явления, процесса). Информационные процессы Поиск, хранение, передача, защита, обработка, использование Обработка информации: Входная информация ОБРАБОТЧИК выходная информация Передача информации: Источник КУ канал связи ДКУ получатель (помехи, шум) Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по реализации этих идей, накопленные в форме, позволяющей их воспроизвести. Информационные технологии – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.
3) Подведение итогов урока. 4) Задание работы на дом: из слова КИЛОБАЙТ составить как можно больше слов.